background image

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Порядок  

наблюдения за детьми  

в МБДОУ «Детский сад № 22»  

с целью выявления семейного неблагополучия и фактов, представляющих угрозу для 

жизни и здоровья ребенка 

 
 

I Общие положения 

1.1.  Настоящий  Порядок  наблюдения  за  детьми  с  целью  выявления  семейного 

неблагополучия и факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья ребенка (далее - 
Порядок) разработан в соответствии с: 

-  Федеральным  законом  Российской  Федерации  от  29.12.2012  года  №  273-ФЗ  «Об 

образовании в Российской Федерации»; 

-  Федеральным  законом  Российской  Федерации  от  24.06.1999  года  №120-ФЗ    «Об 

основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 

– Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»; 
- Областным Законом Свердловской области от 23.10.1995 года № 28-03            «О 

защите прав ребенка»; 

-  Областным  Законом  Свердловской  области  от  15.07.2013  года  №  78-03               

«Об образовании в Свердловской области». 

1.2.  Настоящий  Порядок  регулирует  деятельность  (указать  название  ДОУ)  по 

выявлению  семейного  неблагополучия  и  фактов,  представляющих  угрозу  для  жизни  и 
здоровья ребенка. 
 

II. Порядок выявления и учета факта семейного неблагополучия 

2.1.  Целью  учета  является  своевременное  выявление  семейного  неблагополучия  и 

фактов,  представляющих  угрозу  для  жизни  и  здоровья  ребенка  является  комплекс 
профессиональных  действий  по  установлению  факторов,  угрожающих  благополучию, 
здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства 
с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия. 

2.2. Источники, сбор и систематизация информации: 
- наблюдения педагогов Учреждения (воспитатель, педагог-психолог, инструктор по 

физической культуре, музыкальный руководитель); 

- заявления родственников; 
- обращения несовершеннолетних; 
- информация должностных лиц; 
- результаты проведения рейдов; 
-  результаты  рассмотрения  материалов  на  заседании  комиссии  по  делам 

несовершеннолетних и защите их прав. 

УТВЕРЖДЕНО: 

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 22» 

(наименование образовательной организации) 

 
Палкина      /Палкина С.М./ 

       подпись                             расшифровка подписи 
 

 
Приказ № 117/2 от 22.09. 2021 г. 

     

ДОКУМЕНТ

 

ПОДПИСАН

 

ЭЛЕКТРОННОЙ

 

ПОДПИСЬЮ

Сертификат

1CE664FB8CA61116F1E795D2B4917B36E8A01BA7 

Владелец

Палкина

 

Светлана

 

Михайловна

 

Действителен

с

 02.08.2021 

до

 02.11.2022


background image

 

2.3.  Факторы  и  причины,  требующие  особого  внимания  в  образовательном 

учреждении: 

-  отсутствие  условий  для  воспитания  детей  (отсутствие  работы  у  родителей,  иных 

законных представителей, места проживания, неудовлетворительные жилищные условия и 
т.д.); 

-  отсутствие  связи  с  образовательным  учреждением,  невнимание  родителей  к 

развитию ребенка; 

- смерть одного из родителей; 
-  семьи,  в  которых  у  родителей  есть  инвалидность,  воспитывающие  ребенка 

инвалида; 

- уход отца/матери из семьи, развод родителей; 
-  постоянные  конфликтные  ситуации  между  родственниками,  между  детьми  и 

родителями; 

- многодетные семьи; 
- возвращение родителей из мест лишения свободы; 
-  неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение  родителями  и  иными  законными 

представителями  (опекунами,  попечителями  несовершеннолетних)  своих  обязанностей  по 
жизнеобеспечению  детей  (отсутствие  у  детей  необходимой  одежды,  регулярного  питания, 
несоблюдение  санитарно-гигиенических  условий,  попустительство  вредным  привычкам 
несовершеннолетнего - алкоголизм, наркомания и т.п.); 

- злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, 

употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни; 

-  появление  родителей  (законных  представителей)  в  организации  в  алкогольном, 

наркотическом опьянении; 

-  вовлечение  несовершеннолетних  в  противоправные  или  антиобщественные 

действия (попрошайничество, бродяжничество, проституция и т.д.); 

-  наличие  признаков  жестокого  обращения  с  несовершеннолетними  (признаки 

физического,  психического,  сексуального  или  иного  насилия)  со  стороны  родителей 
(законных представителей). 

-  дети,  оставшиеся  без  попечения  родителей,  воспитывающиеся  в  приемной, 

опекаемой семье, законными представителями; 

- дети, состоящие на диспансерном учете по медицинским показателям; 
-  дети,  родители  которых  систематически  не  приводят  детей  в  ДОУ  без 

уважительных  причин  и  не  информируют  персонал  дошкольной  образовательной 
организации о причинах отсутствия ребенка в ДОУ. 

 

III. Участники и периодичность наблюдения за воспитанниками Учреждения 

3.1.  Воспитатель,  младший  воспитатель  проводят  беседы  с  детьми,  наблюдают  за 

детьми  в  процессе  игры,  наблюдают  за  общением  детей  и  родителей  в  момент  прихода  и 
ухода из детского сада. 

3.2.  Медицинский  работник,  воспитатель,  младший  воспитатель  проводит 

ежедневный осмотр детей на предмет телесных повреждений. 

3.3. Педагогические работники проводят наблюдения за воспитанниками в процессе 

занятий. 

3.4.  Обслуживающий  и  учебно-воспитательный  персонал  наблюдают  за  детьми, 

родителями/законными представителями в повседневной жизни. 

3.5.  Педагог-психолог  проводит  диагностику  воспитанников  «группы  риска»: 

находящихся  в  социально  -  опасном  положении  в  связи  с  неисполнением  или 
ненадлежащем исполнением родителями и иными законными представителями (опекунами, 
попечителями  несовершеннолетних)  своих  обязанностей  по  жизнеобеспечению  детей,  а 


background image

 

также  семей,  в  которых  ребенок  оказался  в  социально  -  опасном  положении  вследствие 
безнадзорности или беспризорности. 

 

3.6.  Наблюдение  за  детьми  осуществляется  на  протяжении  всего  времени 

пребывания ребенка в ДОУ. 

 

IV. Делопроизводство за проведением наблюдения детей с целью выявления 

семейного неблагополучия и фактов, представляющих угрозу для жизни и здоровья 

ребенка 

4.1.  Делопроизводство  за  проведением  наблюдения  детей  с  целью  выявления 

семейного неблагополучия и фактов, представляющих угрозу для жизни и здоровья ребенка 
предусматривает наличие документации: 

Журнал наблюдения за ребенком и семьей, в котором фиксируются: 
- наблюдения за ребенком; 
- наблюдения за семьей; 
- работа, проведенная с ребенком; 
- работа, проведенная с семьей. 

 

V. Признаки, позволяющие заподозрить применение насилия над ребенком 

5.1 Физического насилия: 
5.1.1. Внешний вид ребенка и характер травм: 
-  множественные  повреждения,  имеющие  специфический  характер  (отпечатки 

пальцев,  следы  ремня,  сигаретные  ожоги  на  коже)  и  различную  степень  давности  (свежие 
или заживающие); 

- задержка физического развития (отставание в весе и росте); 
-  признаки  плохого  ухода  (гигиеническая  запущенность,  неопрятный  внешний  вид, 

педикулез, сыпь, расчесы на теле). 

5.1.2. Психологическое состояние ребенка: 
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления; 
- боязнь резких движений со стороны взрослых; 
- крайности в поведении; 
- реакция на крик и плач детей; 
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; 
- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых); 
- негативизм, агрессивность; 
- жестокое отношение к животным; 
- лживость, воровство; 
- склонность к поджогам. 
5.1.3. Поведение родителей или попечителей: 
-  противоречивые,  путанные  объяснения  причин  травм  у  ребенка  и  нежелание 

внести ясность в произошедшее; 

- несвоевременное обращение за медицинской помощью; 
- инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица; 
- обвинение в травмах самого ребенка; 
-  неадекватность  реакции  на  тяжесть  повреждения  у  ребенка,  стремление  к  ее 

преувеличению или преуменьшению; 

- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка; 
-  невнимание,  отсутствие  ласки  и  эмоциональной  поддержки  в  обращении  с 

ребенком,  обеспокоенность  собственными  проблемами,  не  относящимися  к  здоровью 
ребенка; 


background image

 

- рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в 

поведении  или  проявление  патологических  черт  характера  (агрессивность,  устойчивое 
возбуждение и др.); 

- частые пропуски детского сада без уважительной причины. 

 

5.2. Эмоциональное насилие 
5.2.1. Психическое состояние и физическое развитие ребенка: 

задержка физического и умственного развития; 

- нервный тик; 
- энурез; 
- печальный вид; 
-  различные  соматические  заболевания  (ожирение,  резкая  потеря  массы  тела,  язва 

желудка, кожные заболевания, аллергическая патология). 

5.2.2. Поведение ребенка: 
- беспокойство или тревожность; 
- нарушение сна; 
- длительно сохраняющееся подавленное состояние; 
- агрессивность; 
- склонность к уединению; 
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; 
-  неумение  общаться,  налаживать  отношения  с  другими  людьми,  включая 

сверстников; 

- низкая самооценка; 
- нарушение аппетита. 
5.2.3. Поведение взрослых: 
- нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается; 
- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка; 
- постоянное чрезмерное критичное отношение к нему; 
- негативная характеристика ребенка; 
- отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником; 
- перекладывание на него ответственности за свои неудачи; 
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку. 
 
5.3. Пренебрежительное отношение к нуждам и интересам ребенка: 
- утомленный, сонный вид, опухшие веки; 
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез; 
-  низкая  масса  тела,  увеличивающаяся  при  регулярном  достаточном  питании 

(например, во время пребывания в больнице или приюте); 

- задержка роста или общее отставание в физическом развитии; 
- задержка речевого и  моторного развития, исчезающая при  улучшении ситуации и 

появлении заботы о ребенка; 

- частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни; 
- повторные случайные травмы или отравления; 
- постоянный голод и (или) жажда; 
- кража пищи; 
- требование ласки и внимания; 
- подавленное настроение, апатия; 
- агрессивность и импульсивность. 
 
5.4. Сексуальное насилие: 
- заболевания, передающиеся половым путем, 


background image

 

- повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей; 
- резкие изменения веса; 
- психосоматические расстройства; 
- страхи, ночные кошмары; 
-  несвойственные  характеру  сексуальные  игры  с  самим  собой,  сверстниками  или 

игрушками; 

- несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении. 
 

VI. Алгоритм действий персонала ДОУ в случае выявления семейного 

неблагополучия (наличия признаков семейного неблагополучия) и фактов, 

представляющих угрозу для жизни и здоровья ребенка 

6.1.  В  случае  выявления  семейного  неблагополучия  и  фактов,  представляющих 

угрозу  для  жизни  и  здоровья  ребенка  на  основании  поступившего  сообщения  от 
источников,  указанных в п. 2.2, о нарушениях прав несовершеннолетнего, педагогический 
персонал  ДОУ  доводит  информацию  до  руководителя  детского  сада,  разрабатывает  план 
действий и проводит необходимые мероприятия: 

6.1.1  Педагогическим  персоналом  проводятся  беседы  с  несовершеннолетними, 

родителями; при необходимости (если на ребенке обнаружены синяки, ссадины, расчесы и 
т.д.) 

производится 

осмотр 

ребенка 

медицинским 

работником 

с 

составлением 

соответствующей справки. 

6.1.2.  При  необходимости  осуществляется  выход  по  месту  жительства  ребенка 

(составляют акты в соответствии с целями посещения). 

6.1.3.  В  случае  подтверждения  семейного  неблагополучия  (наличия  признаков 

семейного  неблагополучия)  и  фактов,  представляющих  угрозу  для  жизни  и  здоровья 
ребенка,  осуществляется  передача  сведений  о  семье,  несовершеннолетнем  в  комиссию  по 
делам  несовершеннолетних  и  защите  их  прав  и  отдел  опеки  и  попечительства, 
профилактики социального сиротства. 

6.1.4.  Заведующий  ДОУ  направляет  усилия  педагогического  коллектива, 

родительской  общественности,  на  создание  единой  системы  по  работе  с  семьями, 
находящимися  в  социально  -  опасном  положении  (наличия  признаков  семейного 
неблагополучия) и фактов, представляющих угрозу для жизни и здоровья ребенка, трудной 
жизненной ситуации, а именно: 

6.1.5. 

Педагогический 

коллектив 

обеспечивает 

успешную 

социализацию 

несовершеннолетних  «группы  риска»,  их  психологический  комфорт,  эмоциональное 
благополучие, защиту их прав; 

6.1.6 Воспитатель: 

разъясняет 

родителям 

(законным 

представителям) 

существующее 

законодательство, права и обязанности родителей и несовершеннолетних; 

-  осуществляет  профилактическую  работу  с  неблагополучными  семьями,  не 

уделяющими  должного  внимания  воспитанию  несовершеннолетних.  При  необходимости 
ставит  вопрос  перед  соответствующими  органами  о  привлечении  таких  родителей и  иных 
законных представителей (опекунов, попечителей несовершеннолетних) к ответственности, 
установленной законодательством. 

принимает 

меры, 

направленные 

на 

получение 

несовершеннолетними, 

находящимися  в  социально  опасном  положении,  а  также  не  посещающих  или 
систематически 

пропускающих 

по 

неуважительным 

причинам 

дошкольное 

образовательное учреждение; 

6.2.  Профилактическая  работа  образовательного  учреждения  с  неблагополучными 

семьями осуществляется по определенному алгоритму действий: 

6.2.1.  индивидуально  -  профилактическая  работа  по  предупреждению  социально  - 

опасных  ситуаций  в  семье  с  целью  стабилизации  внутрисемейных  отношений  на  ранних 


background image

 

стадиях семейного неблагополучия и фактов, представляющих угрозу для жизни и здоровья 
ребенка; 

6.2.2. выработка программы (плана) по осуществлению профилактической работы с 

неблагополучной семьей; 

 
6.3. Порядок осуществления отдельных полномочий: 
6.3.1.  при  выявлении  признаков  жестокого  обращения  родителей  с  ребенком,  о 

детях,  проживающих  в  условиях,  представляющих  угрозу  их  жизни  или  здоровью,  либо 
препятствующих  их  нормальному  воспитанию,  незамедлительно  (в  течение  трёх  часов  с 
момента  выявления)  направляют  информацию  в  отдел  опеки  и  попечительства,  комиссию 
по  делам  несовершеннолетних  и  защите  их  прав  по  месту  фактического  проживания 
ребенка, по установленной форме. 

6.3.2.  В  случаях,  когда  воспитанник,  посещающий  дошкольное  образовательное 

учреждение,  по  какой  либо  причине  после  окончания  рабочего  дня  остался  без  надзора 
родителей / законных представителей (ребёнка не забрали из детского сада, либо педагогом 
дошкольного  образовательного  учреждения  принято  решение  не  передавать  воспитанника 
законным  представителям  в  связи  с  вероятностью  возникновения  угрозы  его  жизни 
вследствие  нахождения  законных  представителей  в  алкогольном  или  наркотическом 
состоянии), необходимо выполнить следующий алгоритм действий: 

- информировать дежурную часть МО МВД России «Ирбитский» и дежурного ОДН 

МО МВД России «Ирбитский»; 

- передать воспитанника сотрудникам МО МВД России «Ирбитский» с официальной 

информацией  о  причине,  по  которой  несовершеннолетний  оказался  в  сложной  жизненной 
ситуации,  данными  семьи  (Ф.И.О.  родителей,  домашний  адрес,  контактные  телефоны)  за 
подписью руководителя дошкольного образовательного учреждения; 

-  в  течение  трех  суток  после  выявления  несовершеннолетнего,  оказавшегося  в 

трудной  жизненной  ситуации,  необходимо  направить  подробную  информацию  в 

Управление  образованием  Муниципального  образования  город  Ирбит

,  в  отдел  опеки  и 

попечительства  Управления  социальной  политики  №  6  по  городу  Ирбиту  и  в 
Территориальную  комиссию  города  Ирбита  по  делам  несовершеннолетних  и  защите  их 
прав  для  дальнейшего  сопровождения  ребёнка  и  принятия  мер  к  родителям  (законным 
представителям) несовершеннолетнего; 

- при выявлении признаков жестокого обращения родителей с несовершеннолетним, 

проживающих  в  условиях,  представляющих  угрозу  их  жизни  или  здоровью,  либо 
препятствующих  их  нормальному  воспитанию,  незамедлительно  (в  течение  трёх  часов  с 
момента 

выявления) 

направляют 

информацию 

в 

Управление 

образованием 

Муниципального  образования  город  Ирбит

,  в  отдел  опеки  и  попечительства  Управления 

социальной политики № 6 по городу Ирбиту, в Территориальную комиссию города Ирбита 
по делам несовершеннолетних и защите их прав, ОДН МО МВД России «Ирбитский».