Порядок
наблюдения за детьми
в МБДОУ «Детский сад № 22»
с целью выявления семейного неблагополучия и фактов, представляющих угрозу для
жизни и здоровья ребенка
I Общие положения
1.1. Настоящий Порядок наблюдения за детьми с целью выявления семейного
неблагополучия и факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья ребенка (далее -
Порядок) разработан в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 года №120-ФЗ «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
– Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;
- Областным Законом Свердловской области от 23.10.1995 года № 28-03 «О
защите прав ребенка»;
- Областным Законом Свердловской области от 15.07.2013 года № 78-03
«Об образовании в Свердловской области».
1.2. Настоящий Порядок регулирует деятельность (указать название ДОУ) по
выявлению семейного неблагополучия и фактов, представляющих угрозу для жизни и
здоровья ребенка.
II. Порядок выявления и учета факта семейного неблагополучия
2.1. Целью учета является своевременное выявление семейного неблагополучия и
фактов, представляющих угрозу для жизни и здоровья ребенка является комплекс
профессиональных действий по установлению факторов, угрожающих благополучию,
здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства
с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
2.2. Источники, сбор и систематизация информации:
- наблюдения педагогов Учреждения (воспитатель, педагог-психолог, инструктор по
физической культуре, музыкальный руководитель);
- заявления родственников;
- обращения несовершеннолетних;
- информация должностных лиц;
- результаты проведения рейдов;
- результаты рассмотрения материалов на заседании комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 22»
(наименование образовательной организации)
Палкина /Палкина С.М./
подпись расшифровка подписи
Приказ № 117/2 от 22.09. 2021 г.
ДОКУМЕНТ
ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
Сертификат
:
1CE664FB8CA61116F1E795D2B4917B36E8A01BA7
Владелец
:
Палкина
Светлана
Михайловна
Действителен
:
с
02.08.2021
до
02.11.2022
2.3. Факторы и причины, требующие особого внимания в образовательном
учреждении:
- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, иных
законных представителей, места проживания, неудовлетворительные жилищные условия и
т.д.);
- отсутствие связи с образовательным учреждением, невнимание родителей к
развитию ребенка;
- смерть одного из родителей;
- семьи, в которых у родителей есть инвалидность, воспитывающие ребенка
инвалида;
- уход отца/матери из семьи, развод родителей;
- постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и
родителями;
- многодетные семьи;
- возвращение родителей из мест лишения свободы;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными
представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по
жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания,
несоблюдение санитарно-гигиенических условий, попустительство вредным привычкам
несовершеннолетнего - алкоголизм, наркомания и т.п.);
- злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками,
употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни;
- появление родителей (законных представителей) в организации в алкогольном,
наркотическом опьянении;
- вовлечение несовершеннолетних в противоправные или антиобщественные
действия (попрошайничество, бродяжничество, проституция и т.д.);
- наличие признаков жестокого обращения с несовершеннолетними (признаки
физического, психического, сексуального или иного насилия) со стороны родителей
(законных представителей).
- дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в приемной,
опекаемой семье, законными представителями;
- дети, состоящие на диспансерном учете по медицинским показателям;
- дети, родители которых систематически не приводят детей в ДОУ без
уважительных причин и не информируют персонал дошкольной образовательной
организации о причинах отсутствия ребенка в ДОУ.
III. Участники и периодичность наблюдения за воспитанниками Учреждения
3.1. Воспитатель, младший воспитатель проводят беседы с детьми, наблюдают за
детьми в процессе игры, наблюдают за общением детей и родителей в момент прихода и
ухода из детского сада.
3.2. Медицинский работник, воспитатель, младший воспитатель проводит
ежедневный осмотр детей на предмет телесных повреждений.
3.3. Педагогические работники проводят наблюдения за воспитанниками в процессе
занятий.
3.4. Обслуживающий и учебно-воспитательный персонал наблюдают за детьми,
родителями/законными представителями в повседневной жизни.
3.5. Педагог-психолог проводит диагностику воспитанников «группы риска»:
находящихся в социально - опасном положении в связи с неисполнением или
ненадлежащем исполнением родителями и иными законными представителями (опекунами,
попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей, а
также семей, в которых ребенок оказался в социально - опасном положении вследствие
безнадзорности или беспризорности.
3.6. Наблюдение за детьми осуществляется на протяжении всего времени
пребывания ребенка в ДОУ.
IV. Делопроизводство за проведением наблюдения детей с целью выявления
семейного неблагополучия и фактов, представляющих угрозу для жизни и здоровья
ребенка
4.1. Делопроизводство за проведением наблюдения детей с целью выявления
семейного неблагополучия и фактов, представляющих угрозу для жизни и здоровья ребенка
предусматривает наличие документации:
Журнал наблюдения за ребенком и семьей, в котором фиксируются:
- наблюдения за ребенком;
- наблюдения за семьей;
- работа, проведенная с ребенком;
- работа, проведенная с семьей.
V. Признаки, позволяющие заподозрить применение насилия над ребенком
5.1 Физического насилия:
5.1.1. Внешний вид ребенка и характер травм:
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки
пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие
или заживающие);
- задержка физического развития (отставание в весе и росте);
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид,
педикулез, сыпь, расчесы на теле).
5.1.2. Психологическое состояние ребенка:
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
- боязнь резких движений со стороны взрослых;
- крайности в поведении;
- реакция на крик и плач детей;
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
- негативизм, агрессивность;
- жестокое отношение к животным;
- лживость, воровство;
- склонность к поджогам.
5.1.3. Поведение родителей или попечителей:
- противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание
внести ясность в произошедшее;
- несвоевременное обращение за медицинской помощью;
- инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее
преувеличению или преуменьшению;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
- невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с
ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью
ребенка;
- рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в
поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое
возбуждение и др.);
- частые пропуски детского сада без уважительной причины.
5.2. Эмоциональное насилие
5.2.1. Психическое состояние и физическое развитие ребенка:
задержка физического и умственного развития;
- нервный тик;
- энурез;
- печальный вид;
- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва
желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
5.2.2. Поведение ребенка:
- беспокойство или тревожность;
- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая
сверстников;
- низкая самооценка;
- нарушение аппетита.
5.2.3. Поведение взрослых:
- нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
- постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;
- негативная характеристика ребенка;
- отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;
- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
5.3. Пренебрежительное отношение к нуждам и интересам ребенка:
- утомленный, сонный вид, опухшие веки;
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании
(например, во время пребывания в больнице или приюте);
- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
- задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и
появлении заботы о ребенка;
- частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;
- повторные случайные травмы или отравления;
- постоянный голод и (или) жажда;
- кража пищи;
- требование ласки и внимания;
- подавленное настроение, апатия;
- агрессивность и импульсивность.
5.4. Сексуальное насилие:
- заболевания, передающиеся половым путем,
- повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;
- резкие изменения веса;
- психосоматические расстройства;
- страхи, ночные кошмары;
- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или
игрушками;
- несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.
VI. Алгоритм действий персонала ДОУ в случае выявления семейного
неблагополучия (наличия признаков семейного неблагополучия) и фактов,
представляющих угрозу для жизни и здоровья ребенка
6.1. В случае выявления семейного неблагополучия и фактов, представляющих
угрозу для жизни и здоровья ребенка на основании поступившего сообщения от
источников, указанных в п. 2.2, о нарушениях прав несовершеннолетнего, педагогический
персонал ДОУ доводит информацию до руководителя детского сада, разрабатывает план
действий и проводит необходимые мероприятия:
6.1.1 Педагогическим персоналом проводятся беседы с несовершеннолетними,
родителями; при необходимости (если на ребенке обнаружены синяки, ссадины, расчесы и
т.д.)
производится
осмотр
ребенка
медицинским
работником
с
составлением
соответствующей справки.
6.1.2. При необходимости осуществляется выход по месту жительства ребенка
(составляют акты в соответствии с целями посещения).
6.1.3. В случае подтверждения семейного неблагополучия (наличия признаков
семейного неблагополучия) и фактов, представляющих угрозу для жизни и здоровья
ребенка, осуществляется передача сведений о семье, несовершеннолетнем в комиссию по
делам несовершеннолетних и защите их прав и отдел опеки и попечительства,
профилактики социального сиротства.
6.1.4. Заведующий ДОУ направляет усилия педагогического коллектива,
родительской общественности, на создание единой системы по работе с семьями,
находящимися в социально - опасном положении (наличия признаков семейного
неблагополучия) и фактов, представляющих угрозу для жизни и здоровья ребенка, трудной
жизненной ситуации, а именно:
6.1.5.
Педагогический
коллектив
обеспечивает
успешную
социализацию
несовершеннолетних «группы риска», их психологический комфорт, эмоциональное
благополучие, защиту их прав;
6.1.6 Воспитатель:
-
разъясняет
родителям
(законным
представителям)
существующее
законодательство, права и обязанности родителей и несовершеннолетних;
- осуществляет профилактическую работу с неблагополучными семьями, не
уделяющими должного внимания воспитанию несовершеннолетних. При необходимости
ставит вопрос перед соответствующими органами о привлечении таких родителей и иных
законных представителей (опекунов, попечителей несовершеннолетних) к ответственности,
установленной законодательством.
-
принимает
меры,
направленные
на
получение
несовершеннолетними,
находящимися в социально опасном положении, а также не посещающих или
систематически
пропускающих
по
неуважительным
причинам
дошкольное
образовательное учреждение;
6.2. Профилактическая работа образовательного учреждения с неблагополучными
семьями осуществляется по определенному алгоритму действий:
6.2.1. индивидуально - профилактическая работа по предупреждению социально -
опасных ситуаций в семье с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних
стадиях семейного неблагополучия и фактов, представляющих угрозу для жизни и здоровья
ребенка;
6.2.2. выработка программы (плана) по осуществлению профилактической работы с
неблагополучной семьей;
6.3. Порядок осуществления отдельных полномочий:
6.3.1. при выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребенком, о
детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо
препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно (в течение трёх часов с
момента выявления) направляют информацию в отдел опеки и попечительства, комиссию
по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического проживания
ребенка, по установленной форме.
6.3.2. В случаях, когда воспитанник, посещающий дошкольное образовательное
учреждение, по какой либо причине после окончания рабочего дня остался без надзора
родителей / законных представителей (ребёнка не забрали из детского сада, либо педагогом
дошкольного образовательного учреждения принято решение не передавать воспитанника
законным представителям в связи с вероятностью возникновения угрозы его жизни
вследствие нахождения законных представителей в алкогольном или наркотическом
состоянии), необходимо выполнить следующий алгоритм действий:
- информировать дежурную часть МО МВД России «Ирбитский» и дежурного ОДН
МО МВД России «Ирбитский»;
- передать воспитанника сотрудникам МО МВД России «Ирбитский» с официальной
информацией о причине, по которой несовершеннолетний оказался в сложной жизненной
ситуации, данными семьи (Ф.И.О. родителей, домашний адрес, контактные телефоны) за
подписью руководителя дошкольного образовательного учреждения;
- в течение трех суток после выявления несовершеннолетнего, оказавшегося в
трудной жизненной ситуации, необходимо направить подробную информацию в
Управление образованием Муниципального образования город Ирбит
, в отдел опеки и
попечительства Управления социальной политики № 6 по городу Ирбиту и в
Территориальную комиссию города Ирбита по делам несовершеннолетних и защите их
прав для дальнейшего сопровождения ребёнка и принятия мер к родителям (законным
представителям) несовершеннолетнего;
- при выявлении признаков жестокого обращения родителей с несовершеннолетним,
проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо
препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно (в течение трёх часов с
момента
выявления)
направляют
информацию
в
Управление
образованием
Муниципального образования город Ирбит
, в отдел опеки и попечительства Управления
социальной политики № 6 по городу Ирбиту, в Территориальную комиссию города Ирбита
по делам несовершеннолетних и защите их прав, ОДН МО МВД России «Ирбитский».