background image

Ценности 

наставничества 

1.1.

 

Манифест наставника 

1)

 

Наставник  помогает  наставляемому  осознать  свои  сильные  и  слабые 
стороны и определить векторы развития. 

2)

 

Наставник  является  примером  жизни,  поведения  и  ценностей  для 
наставляемого. 

3)

 

Наставнические  отношения  формируются  в  условиях  доверия, 
взаимообогащения и открытого диалога. 

4)

 

Наставник  ориентируется  на  близкие,  достижимые  для  наставляемого 
цели, но обсуждает с ним также долгосрочную перспективу и будущее. 

5)

 

Наставник  предлагает  помощь  в  достижении  целей  и  желаний 
наставляемого и указывает на риски и противоречия. 

6)

 

Наставник  не  навязывает  наставляемому  собственное  мнение  и  позицию, 
но стимулирует развитие у наставляемого индивидуального видения. 

7)

 

Наставник помогает наставляемому развить прикладные навыки, умения и 
компетенции. 

8)

 

Наставник  по  возможности  оказывает  наставляемому  личностную  и 
психологическую поддержку, мотивирует и ободряет его. 

9)

 

Наставник 

по 

согласованию 

с 

куратором 

может 

проводить 

дополнительные  (в  том  числе  выездные)  мероприятия,  направленные  как 
на  достижение  цели  наставнической  программы,  так  и  на  укрепление 
взаимоотношений с наставляемым. 

10)

 

Наставник  соблюдает  обоюдные  договоренности,  не  выходит  за 

допустимые рамки субординации  и  не  разглашает  информацию,  которую 
передает ему наставляемый*. 

11)

 

Наставник  может  быть  инициатором  завершения  программы,  но  перед 

этим  обязан  приложить  все  усилия  по  сохранению  доброкачественных 
наставнических отношений. 

 

Список  исключений,  информация  о  которых  незамедлительно  передается 
куратору программы: 

12)

 

если  наставляемый  сообщит  о  том,  что  вовлечен  в  незаконную 

деятельность; 

13)

 

если  наставляемый  сообщит  о  потенциальной  угрозе,  способной 

нанести вред жизни и здоровью. 

 
 

1.2.

 

Кодекс наставника 

1)

 

Не осуждаю, а предлагаю решение. 

2)

 

Не критикую, а изучаю ситуацию. 

3)

 

Не обвиняю, а поддерживаю. 

4)

 

Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому. 

5)

 

Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге. 

6)

 

Разделяю  ответственность за  наставляемого с  куратором, родителями и организацией. 


background image

7)

 

Не утверждаю, а советуюсь. 

8)

 

Не отрываюсь от практики. 

9)

 

Призывая  наставляемого  к  дисциплине  и  ответственному  отношению  к 

себе,  наставническому  взаимодействию  и  программе,  сам  следую  этому 
правилу. 

10)

 

Не разглашаю внутреннюю информацию. Наставничество - не решение 

всех  проблем,  стоящих  перед  наставляемым  и  его/ее  семьей.  Суть 
наставничества  заключается  в  создании  и  поддержании  устойчивых 
человеческих взаимоотношений,  в которых  наставляемый  чувствует,  что  к 
нему относятся как к личности и что он имеет значение для общества. 

1.3.

 

Руководящие принципы наставника 

Наставники 
слушают 

Поддерживают  зрительный  контакт  и  посвящают 
наставляемым  все свое внимание 

Наставнии 
рекомендуют 

Помогают наставляемым 

найти 

направление

 

в 

жизни, 

но не 

подталкивают их 

Наставники 
рассказывают 

Дают  представление  о 

перспективах

 

наставляемого,  помогают  определить  цели  и 

приоритеты 

Наставники 
обучают 

Рассказывают о  жизни,  собственной карьере,  личном  и профессиональном опыте 

Наставники 
Представляют 
свой опыт 

Помогают  наставляемым  избежать  ошибок  и  извлечь 
уроки из жизненных ситуаций 

Наставники 
доступны 

Предоставляют 

ресурс,  источник  опыта  и 

знаний,  которому наставляемый  доверяет  и  к  которому 
может обратиться 

Наставники 
критикуют, 

но 

конструктивно 

При  необходимости  наставники  указывают  области, 
которые нуждаются в 

улучшении, 

всегда 

сосредоточивая 

внимание  на 

поведении 

наставляемого, но никогда - на характере 

Наставники 
поддерживают 

Независимо от того, насколько болезненный опыт имеет 
наставляемый,  наставник  продолжает  поощрять  его 
учиться и совершенствоваться 

Наставники 
точны 

Дают 

конкретные 

советы, 

анализируют, 

рефлексируют,  что  было сделано  хорошо,  что  может 
быть  исправлено  или  улучшено,  что 
достигнуто,  какие  преимущества  есть  у  различных 
действий 

Наставники 
неравнодушны 

Наставник  интересуется  образовательными  успехами 
наставляемого, успехами  в  планировании  и  реализации 
карьеры, в личном развитии 


background image

Наставники 
успешны 

Не  только  успешны  сами  по  себе,  но  и  способствуют 
успехам других людей 

Наставники 
вызывают 
восхищение 

Пользуются  уважением  в  своих  организациях  и 
обществе 

1.4.

 

Качества успешных наставников 

Желание  участвовать  в  программе  по  поддержке  другого  человека  в 
течение  длительного  времени.  У  наставников  имеется  искреннее  желание 
быть  частью  жизни  других  людей,  чтобы  помочь  им  в  принятии  трудных 
решений,  в  вопросах саморазвития и наблюдать, как они становятся лучше. 
Уважение к личности, ее способностям и праву делать собственный выбор 
в жизни. Наставники не должны считать, что их способы решения проблем 
лучше,  или  что  участников  программы  нужно  спасать.  Наставники, 
руководствующиеся  чувством  уважения  и  достоинства  в  отношениях, 
способны  завоевать  доверие  наставляемых  и  привилегию  быть  для  них 
советниками. 
Умение слушать и принимать различные точки зрения. Большинство людей 
может  найти  кого-то,  кто  будет  давать  советы  или  выражать  свое  мнение. 
Гораздо  труднее  найти  того,  кто  отодвинет  собственные  суждения  на 
задний  план  и  действительно  выслушает.  Наставники  часто  помогают, 
просто  слушая,  задавая  продуманные  вопросы  и  с  минимальным 
вмешательством  давая  наставляемым  возможность  исследовать  свои 
собственные  мысли.  Когда  люди  чувствуют,  что  их  понимают  и 
принимают, они более склонны к тому, чтобы просить совета и реагировать 
на хорошие идеи. 
Умение  сопереживать  другому  человеку.  Эффективные  наставники  могут 
сопереживать людям, не испытывая при этом жалости к ним. Даже не имея 
такого  же жизненного  опыта,  они  могут  сопереживать  чувствам  и  личным 
проблемам наставляемых. 
Умение  видеть  решения  и  возможности,  а  также  препятствия. 
Эффективные  наставники  способны  балансировать  между  адекватным 
восприятием  реальных  серьезных  проблем,  с  которыми  сталкиваются  их 
наставляемые,  и  оптимизмом  при  поиске  реалистичных  решений.  Они 
способны  упорядочить  кажущиеся  беспорядочными  проблемы  и  указать 
разумные варианты действий. 
Гибкость  и  открытость.  Эффективные  наставники  признают,  что 


background image

отношения требуют времени для развития. Они готовы уделить время тому, 
чтобы  узнать  наставляемых,  разобраться  в  важных  для  них  вопросах 
(музыка, философия и т.д.) и даже измениться под влиянием отношений. 
Хороший наставник обладает также: 

-

 

гибкостью  мышления  -  быстро  оценивает  ситуацию  и  принимает 

необходимые решения, легко переключается с одного способа действий на 
другой; 

-

 

критичностью  мышления  -  не  считает  верной  первую  пришедшую  в 

голову  мысль,  подвергает  критическому  рассмотрению  предложения  и 
суждения  других,  принимает  необходимые  решения,  только  взвесив  все 
доводы; 

-

 

коммуникативными  способностями  -  говорит  о  сложных  вещах  простым, 

понятным  для  наставляемого  языком,  открыт  и  искренен  при  общении, 
умеет слушать и слышать собеседника; 

-

 

толерантностью - терпим к мнениям, взглядам и поведению, отличным от 

собственных и даже неприемлемым для наставника; 

-

 

эмпатией  -  эмоционально  отзывчив  на  переживание  других,  способен  к 

сочувствию; 

-

 

рефлексивностью - способен к осмыслению собственной деятельности; 

-

 

эмоциональной  устойчивостью  -  способен  сохранять  функциональную 

активность  в  условиях  воздействия  стресса  как  в  результате  адаптации  к 
нему,  так  и  в  результате  высокого  уровня  развития  эмоционально-волевой 
саморегуляции.