Ценности
наставничества
1.1.
Манифест наставника
1)
Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые
стороны и определить векторы развития.
2)
Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для
наставляемого.
3)
Наставнические отношения формируются в условиях доверия,
взаимообогащения и открытого диалога.
4)
Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого
цели, но обсуждает с ним также долгосрочную перспективу и будущее.
5)
Наставник предлагает помощь в достижении целей и желаний
наставляемого и указывает на риски и противоречия.
6)
Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию,
но стимулирует развитие у наставляемого индивидуального видения.
7)
Наставник помогает наставляемому развить прикладные навыки, умения и
компетенции.
8)
Наставник по возможности оказывает наставляемому личностную и
психологическую поддержку, мотивирует и ободряет его.
9)
Наставник
по
согласованию
с
куратором
может
проводить
дополнительные (в том числе выездные) мероприятия, направленные как
на достижение цели наставнической программы, так и на укрепление
взаимоотношений с наставляемым.
10)
Наставник соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за
допустимые рамки субординации и не разглашает информацию, которую
передает ему наставляемый*.
11)
Наставник может быть инициатором завершения программы, но перед
этим обязан приложить все усилия по сохранению доброкачественных
наставнических отношений.
Список исключений, информация о которых незамедлительно передается
куратору программы:
12)
если наставляемый сообщит о том, что вовлечен в незаконную
деятельность;
13)
если наставляемый сообщит о потенциальной угрозе, способной
нанести вред жизни и здоровью.
1.2.
Кодекс наставника
1)
Не осуждаю, а предлагаю решение.
2)
Не критикую, а изучаю ситуацию.
3)
Не обвиняю, а поддерживаю.
4)
Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому.
5)
Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге.
6)
Разделяю ответственность за наставляемого с куратором, родителями и организацией.
7)
Не утверждаю, а советуюсь.
8)
Не отрываюсь от практики.
9)
Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к
себе, наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому
правилу.
10)
Не разглашаю внутреннюю информацию. Наставничество - не решение
всех проблем, стоящих перед наставляемым и его/ее семьей. Суть
наставничества заключается в создании и поддержании устойчивых
человеческих взаимоотношений, в которых наставляемый чувствует, что к
нему относятся как к личности и что он имеет значение для общества.
1.3.
Руководящие принципы наставника
Наставники
слушают
Поддерживают зрительный контакт и посвящают
наставляемым все свое внимание
Наставнии
рекомендуют
Помогают наставляемым
найти
направление
в
жизни,
но не
подталкивают их
Наставники
рассказывают
Дают представление о
перспективах
наставляемого, помогают определить цели и
приоритеты
Наставники
обучают
Рассказывают о жизни, собственной карьере, личном и профессиональном опыте
Наставники
Представляют
свой опыт
Помогают наставляемым избежать ошибок и извлечь
уроки из жизненных ситуаций
Наставники
доступны
Предоставляют
ресурс, источник опыта и
знаний, которому наставляемый доверяет и к которому
может обратиться
Наставники
критикуют,
но
конструктивно
При необходимости наставники указывают области,
которые нуждаются в
улучшении,
всегда
сосредоточивая
внимание на
поведении
наставляемого, но никогда - на характере
Наставники
поддерживают
Независимо от того, насколько болезненный опыт имеет
наставляемый, наставник продолжает поощрять его
учиться и совершенствоваться
Наставники
точны
Дают
конкретные
советы,
анализируют,
рефлексируют, что было сделано хорошо, что может
быть исправлено или улучшено, что
достигнуто, какие преимущества есть у различных
действий
Наставники
неравнодушны
Наставник интересуется образовательными успехами
наставляемого, успехами в планировании и реализации
карьеры, в личном развитии
Наставники
успешны
Не только успешны сами по себе, но и способствуют
успехам других людей
Наставники
вызывают
восхищение
Пользуются уважением в своих организациях и
обществе
1.4.
Качества успешных наставников
Желание участвовать в программе по поддержке другого человека в
течение длительного времени. У наставников имеется искреннее желание
быть частью жизни других людей, чтобы помочь им в принятии трудных
решений, в вопросах саморазвития и наблюдать, как они становятся лучше.
Уважение к личности, ее способностям и праву делать собственный выбор
в жизни. Наставники не должны считать, что их способы решения проблем
лучше, или что участников программы нужно спасать. Наставники,
руководствующиеся чувством уважения и достоинства в отношениях,
способны завоевать доверие наставляемых и привилегию быть для них
советниками.
Умение слушать и принимать различные точки зрения. Большинство людей
может найти кого-то, кто будет давать советы или выражать свое мнение.
Гораздо труднее найти того, кто отодвинет собственные суждения на
задний план и действительно выслушает. Наставники часто помогают,
просто слушая, задавая продуманные вопросы и с минимальным
вмешательством давая наставляемым возможность исследовать свои
собственные мысли. Когда люди чувствуют, что их понимают и
принимают, они более склонны к тому, чтобы просить совета и реагировать
на хорошие идеи.
Умение сопереживать другому человеку. Эффективные наставники могут
сопереживать людям, не испытывая при этом жалости к ним. Даже не имея
такого же жизненного опыта, они могут сопереживать чувствам и личным
проблемам наставляемых.
Умение видеть решения и возможности, а также препятствия.
Эффективные наставники способны балансировать между адекватным
восприятием реальных серьезных проблем, с которыми сталкиваются их
наставляемые, и оптимизмом при поиске реалистичных решений. Они
способны упорядочить кажущиеся беспорядочными проблемы и указать
разумные варианты действий.
Гибкость и открытость. Эффективные наставники признают, что
отношения требуют времени для развития. Они готовы уделить время тому,
чтобы узнать наставляемых, разобраться в важных для них вопросах
(музыка, философия и т.д.) и даже измениться под влиянием отношений.
Хороший наставник обладает также:
-
гибкостью мышления - быстро оценивает ситуацию и принимает
необходимые решения, легко переключается с одного способа действий на
другой;
-
критичностью мышления - не считает верной первую пришедшую в
голову мысль, подвергает критическому рассмотрению предложения и
суждения других, принимает необходимые решения, только взвесив все
доводы;
-
коммуникативными способностями - говорит о сложных вещах простым,
понятным для наставляемого языком, открыт и искренен при общении,
умеет слушать и слышать собеседника;
-
толерантностью - терпим к мнениям, взглядам и поведению, отличным от
собственных и даже неприемлемым для наставника;
-
эмпатией - эмоционально отзывчив на переживание других, способен к
сочувствию;
-
рефлексивностью - способен к осмыслению собственной деятельности;
-
эмоциональной устойчивостью - способен сохранять функциональную
активность в условиях воздействия стресса как в результате адаптации к
нему, так и в результате высокого уровня развития эмоционально-волевой
саморегуляции.