17
июля
2009
года
N
172-
ФЗ
РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН
ОБ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЕ
НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ
АКТОВ
И
ПРОЕКТОВ
НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ
АКТОВ
Принят
Государственной
Думой
3
июля
2009
года
Одобрен
Советом
Федерации
7
июля
2009
года
Статья
1
1.
Настоящий
Федеральный
закон
устанавливает
правовые
и
организационные
основы
антикоррупционной
экспертизы
нормативных
правовых
актов
и
проектов
нормативных
правовых
актов
в
целях
выявления
в
них
коррупциогенных
факторов
и
их
последующего
устранения
.
2.
Коррупциогенными
факторами
являются
положения
нормативных
правовых
актов
(
проектов
нормативных
правовых
актов
),
устанавливающие
для
правоприменителя
необоснованно
широкие
пределы
усмотрения
или
возможность
необоснованного
применения
исключений
из
общих
правил
,
а
также
положения
,
содержащие
неопределенные
,
трудновыполнимые
и
(
или
)
обременительные
требования
к
гражданам
и
организациям
и
тем
самым
создающие
условия
для
проявления
коррупции
.
Статья
2
Основными
принципами
организации
антикоррупционной
экспертизы
нормативных
правовых
актов
(
проектов
нормативных
правовых
актов
)
являются
:
1)
обязательность
проведения
антикоррупционной
экспертизы
проектов
нормативных
правовых
актов
;
2)
оценка
нормативного
правового
акта
во
взаимосвязи
с
другими
нормативными
правовыми
актами
;
3)
обоснованность
,
объективность
и
проверяемость
результатов
антикоррупционной
экспертизы
нормативных
правовых
актов
(
проектов
нормативных
правовых
актов
);
4)
компетентность
лиц
,
проводящих
антикоррупционную
экспертизу
нормативных
правовых
актов
(
проектов
нормативных
правовых
актов
);
5)
сотрудничество
федеральных
органов
исполнительной
власти
,
иных
государственных
органов
и
организаций
,
органов
государственной
власти
субъектов
Российской
Федерации
,
органов
местного
самоуправления
,
а
также
их
должностных
лиц
(
далее
-
органы
,
организации
,
их
должностные
лица
)
с
институтами
гражданского
общества
при
проведении
антикоррупционной
экспертизы
нормативных
правовых
актов
(
проектов
нормативных
правовых
актов
).
Статья
3
1.
Антикоррупционная
экспертиза
нормативных
правовых
актов
(
проектов
нормативных
правовых
актов
)
проводится
:
1)
прокуратурой
Российской
Федерации
-
в
соответствии
с
настоящим
Федеральным
законом
и
Федеральным
законом
"
О
прокуратуре
Российской
Федерации
",
в
установленном
Генеральной
прокуратурой
Российской
Федерации
порядке
и
согласно
методике
,
определенной
Правительством
Российской
Федерации
;
2)
федеральным
органом
исполнительной
власти
в
области
юстиции
-
в
соответствии
с
настоящим
Федеральным
законом
,
в
порядке
и
согласно
методике
,
определенным
Правительством
Российской
Федерации
;
3)
органами
,
организациями
,
их
должностными
лицами
-
в
соответствии
с
настоящим
Федеральным
законом
,
в
порядке
,
установленном
нормативными
правовыми
актами
соответствующих
федеральных
органов
исполнительной
власти
,
иных
государственных
органов
и
организаций
,
органов
государственной
власти
субъектов
Российской
Федерации
,
органов
местного
самоуправления
,
и
согласно
методике
,
определенной
Правительством
Российской
Федерации
.
2.
Прокуроры
в
ходе
осуществления
своих
полномочий
проводят
антикоррупционную
экспертизу
нормативных
правовых
актов
органов
,
организаций
,
их
должностных
лиц
по
вопросам
,
касающимся
:
1)
прав
,
свобод
и
обязанностей
человека
и
гражданина
;
2)
государственной
и
муниципальной
собственности
,
государственной
и
муниципальной
службы
,
бюджетного
,
налогового
,
таможенного
,
лесного
,
водного
,
земельного
,
градостроительного
,
природоохранного
законодательства
,
законодательства
о
лицензировании
,
а
также
законодательства
,
регулирующего
деятельность
государственных
корпораций
,
фондов
и
иных
организаций
,
создаваемых
Российской
Федерацией
на
основании
федерального
закона
;
3)
социальных
гарантий
лицам
,
замещающим
(
замещавшим
)
государственные
или
муниципальные
должности
,
должности
государственной
или
муниципальной
службы
.
3.
Федеральный
орган
исполнительной
власти
в
области
юстиции
проводит
антикоррупционную
экспертизу
:
1)
проектов
федеральных
законов
,
проектов
указов
Президента
Российской
Федерации
и
проектов
постановлений
Правительства
Российской
Федерации
,
разрабатываемых
федеральными
органами
исполнительной
власти
,
иными
государственными
органами
и
организациями
, -
при
проведении
их
правовой
экспертизы
;
2)
проектов
концепций
и
технических
заданий
на
разработку
проектов
федеральных
законов
,
проектов
официальных
отзывов
и
заключений
на
проекты
федеральных
законов
-
при
проведении
их
правовой
экспертизы
;
3)
нормативных
правовых
актов
федеральных
органов
исполнительной
власти
,
иных
государственных
органов
и
организаций
,
затрагивающих
права
,
свободы
и
обязанности
человека
и
гражданина
,
устанавливающих
правовой
статус
организаций
или
имеющих
межведомственный
характер
,
а
также
уставов
муниципальных
образований
и
муниципальных
правовых
актов
о
внесении
изменений
в
уставы
муниципальных
образований
-
при
их
государственной
регистрации
;
4)
нормативных
правовых
актов
субъектов
Российской
Федерации
-
при
мониторинге
их
применения
.
4.
Органы
,
организации
,
их
должностные
лица
проводят
антикоррупционную
экспертизу
принятых
ими
нормативных
правовых
актов
(
проектов
нормативных
правовых
актов
)
при
проведении
их
правовой
экспертизы
и
мониторинге
их
применения
.
5.
Органы
,
организации
,
их
должностные
лица
в
случае
обнаружения
в
нормативных
правовых
актах
(
проектах
нормативных
правовых
актов
)
коррупциогенных
факторов
,
принятие
мер
по
устранению
которых
не
относится
к
их
компетенции
,
информируют
об
этом
органы
прокуратуры
.
Статья
4
1.
Выявленные
в
нормативных
правовых
актах
(
проектах
нормативных
правовых
актов
)
коррупциогенные
факторы
отражаются
:
1)
в
требовании
прокурора
об
изменении
нормативного
правового
акта
или
в
обращении
прокурора
в
суд
в
порядке
,
предусмотренном
процессуальным
законодательством
Российской
Федерации
;
2)
в
заключении
,
составляемом
при
проведении
антикоррупционной
экспертизы
в
случаях
,
предусмотренных
частями
3
и
4
статьи
3
настоящего
Федерального
закона
(
далее
-
заключение
).
2.
В
требовании
прокурора
об
изменении
нормативного
правового
акта
и
в
заключении
должны
быть
указаны
выявленные
в
нормативном
правовом
акте
(
проекте
нормативного
правового
акта
)
коррупциогенные
факторы
и
предложены
способы
их
устранения
.
3.
Требование
прокурора
об
изменении
нормативного
правового
акта
подлежит
обязательному
рассмотрению
соответствующими
органом
,
организацией
или
должностным
лицом
не
позднее
чем
в
десятидневный
срок
со
дня
поступления
требования
и
учитывается
в
установленном
порядке
органом
,
организацией
или
должностным
лицом
,
которые
издали
этот
акт
,
в
соответствии
с
их
компетенцией
.
Требование
прокурора
об
изменении
нормативного
правового
акта
,
направленное
в
законодательный
(
представительный
)
орган
государственной
власти
субъекта
Российской
Федерации
или
в
представительный
орган
местного
самоуправления
,
подлежит
обязательному
рассмотрению
на
ближайшем
заседании
соответствующего
органа
и
учитывается
в
установленном
порядке
органом
,
который
издал
этот
акт
,
в
соответствии
с
его
компетенцией
.
4.
Требование
прокурора
об
изменении
нормативного
правового
акта
может
быть
обжаловано
в
установленном
порядке
.
5.
Заключение
носит
рекомендательный
характер
и
подлежит
обязательному
рассмотрению
соответствующими
органом
,
организацией
или
должностным
лицом
.
6.
Разногласия
,
возникающие
при
оценке
указанных
в
заключении
коррупциогенных
факторов
,
разрешаются
в
установленном
порядке
.
Статья
5
1.
Институты
гражданского
общества
и
граждане
могут
в
порядке
,
предусмотренном
нормативными
правовыми
актами
Российской
Федерации
,
за
счет
собственных
средств
проводить
независимую
антикоррупционную
экспертизу
нормативных
правовых
актов
(
проектов
нормативных
правовых
актов
).
2.
В
заключении
по
результатам
независимой
антикоррупционной
экспертизы
должны
быть
указаны
выявленные
в
нормативном
правовом
акте
(
проекте
нормативного
правового
акта
)
коррупциогенные
факторы
и
предложены
способы
их
устранения
.
3.
Заключение
по
результатам
независимой
антикоррупционной
экспертизы
носит
рекомендательный
характер
и
подлежит
обязательному
рассмотрению
органом
,
организацией
или
должностным
лицом
,
которым
оно
направлено
,
в
тридцатидневный
срок
со
дня
его
получения
.
По
результатам
рассмотрения
гражданину
или
организации
,
проводившим
независимую
экспертизу
,
направляется
мотивированный
ответ
,
за
исключением
случаев
,
когда
в
заключении
отсутствует
предложение
о
способе
устранения
выявленных
коррупциогенных
факторов
.
Президент
Российской
Федерации
Д
.
МЕДВЕДЕВ
Москва
,
Кремль
17
июля
2009
года
N 172-
ФЗ