background image

17 

июля

 2009 

года

 N 

172-

ФЗ

 

 

 

 

 

РОССИЙСКАЯ

 

ФЕДЕРАЦИЯ

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

 

ЗАКОН

 

 

ОБ

 

АНТИКОРРУПЦИОННОЙ

 

ЭКСПЕРТИЗЕ

 

НОРМАТИВНЫХ

 

ПРАВОВЫХ

 

АКТОВ

 

И

 

ПРОЕКТОВ

 

НОРМАТИВНЫХ

 

ПРАВОВЫХ

 

АКТОВ

 

 

Принят

 

Государственной

 

Думой

 

июля

 2009 

года

 
 

Одобрен

 

Советом

 

Федерации

 

июля

 2009 

года

 

 

Статья

 1 

 
1. 

Настоящий

 

Федеральный

 

закон

 

устанавливает

 

правовые

 

и

 

организационные

 

основы

 

антикоррупционной

 

экспертизы

 

нормативных

 

правовых

 

актов

 

и

 

проектов

 

нормативных

 

правовых

 

актов

 

в

 

целях

 

выявления

 

в

 

них

 

коррупциогенных

 

факторов

 

и

 

их

 

последующего

 

устранения

2. 

Коррупциогенными

 

факторами

 

являются

 

положения

 

нормативных

 

правовых

 

актов

 (

проектов

 

нормативных

 

правовых

 

актов

), 

устанавливающие

 

для

 

правоприменителя

 

необоснованно

 

широкие

 

пределы

 

усмотрения

 

или

 

возможность

 

необоснованного

 

применения

 

исключений

 

из

 

общих

 

правил

а

 

также

 

положения

содержащие

 

неопределенные

трудновыполнимые

 

и

  (

или

обременительные

 

требования

 

к

 

гражданам

 

и

 

организациям

 

и

 

тем

 

самым

 

создающие

 

условия

 

для

 

проявления

 

коррупции

 

Статья

 2 

 

Основными

 

принципами

 

организации

 

антикоррупционной

 

экспертизы

 

нормативных

 

правовых

 

актов

  (

проектов

 

нормативных

 

правовых

 

актов

являются

1) 

обязательность

 

проведения

 

антикоррупционной

 

экспертизы

 

проектов

 

нормативных

 

правовых

 

актов

2) 

оценка

 

нормативного

 

правового

 

акта

 

во

 

взаимосвязи

 

с

 

другими

 

нормативными

 

правовыми

 

актами

3) 

обоснованность

объективность

 

и

 

проверяемость

 

результатов

 

антикоррупционной

 

экспертизы

 

нормативных

 

правовых

 

актов

  (

проектов

 

нормативных

 

правовых

 

актов

); 


background image

4) 

компетентность

 

лиц

проводящих

 

антикоррупционную

 

экспертизу

 

нормативных

 

правовых

 

актов

 (

проектов

 

нормативных

 

правовых

 

актов

); 

5) 

сотрудничество

 

федеральных

 

органов

 

исполнительной

 

власти

иных

 

государственных

 

органов

 

и

 

организаций

органов

 

государственной

 

власти

 

субъектов

 

Российской

 

Федерации

органов

 

местного

 

самоуправления

а

 

также

 

их

 

должностных

 

лиц

  (

далее

 - 

органы

организации

их

 

должностные

 

лица

с

 

институтами

 

гражданского

 

общества

 

при

 

проведении

 

антикоррупционной

 

экспертизы

 

нормативных

 

правовых

 

актов

  (

проектов

 

нормативных

 

правовых

 

актов

). 

 

Статья

 3 

 
1. 

Антикоррупционная

 

экспертиза

 

нормативных

 

правовых

 

актов

 (

проектов

 

нормативных

 

правовых

 

актов

проводится

1) 

прокуратурой

 

Российской

 

Федерации

 - 

в

 

соответствии

 

с

 

настоящим

 

Федеральным

 

законом

 

и

 

Федеральным

 

законом

  "

О

 

прокуратуре

 

Российской

 

Федерации

", 

в

 

установленном

 

Генеральной

 

прокуратурой

 

Российской

 

Федерации

 

порядке

 

и

 

согласно

 

методике

определенной

 

Правительством

 

Российской

 

Федерации

2) 

федеральным

 

органом

 

исполнительной

 

власти

 

в

 

области

 

юстиции

 - 

в

 

соответствии

 

с

 

настоящим

 

Федеральным

 

законом

в

 

порядке

 

и

 

согласно

 

методике

определенным

 

Правительством

 

Российской

 

Федерации

3) 

органами

организациями

их

 

должностными

 

лицами

 - 

в

 

соответствии

 

с

 

настоящим

 

Федеральным

 

законом

в

 

порядке

установленном

 

нормативными

 

правовыми

 

актами

 

соответствующих

 

федеральных

 

органов

 

исполнительной

 

власти

иных

 

государственных

 

органов

 

и

 

организаций

органов

 

государственной

 

власти

 

субъектов

 

Российской

 

Федерации

органов

 

местного

 

самоуправления

и

 

согласно

 

методике

определенной

 

Правительством

 

Российской

 

Федерации

2. 

Прокуроры

 

в

 

ходе

 

осуществления

 

своих

 

полномочий

 

проводят

 

антикоррупционную

 

экспертизу

 

нормативных

 

правовых

 

актов

 

органов

организаций

их

 

должностных

 

лиц

 

по

 

вопросам

касающимся

1) 

прав

свобод

 

и

 

обязанностей

 

человека

 

и

 

гражданина

2) 

государственной

 

и

 

муниципальной

 

собственности

государственной

 

и

 

муниципальной

 

службы

бюджетного

налогового

таможенного

лесного

водного

земельного

градостроительного

природоохранного

 

законодательства

законодательства

 

о

 

лицензировании

а

 

также

 

законодательства

регулирующего

 

деятельность

 

государственных

 

корпораций

фондов

 

и

 

иных

 

организаций

создаваемых

 

Российской

 

Федерацией

 

на

 

основании

 

федерального

 

закона

3) 

социальных

 

гарантий

 

лицам

замещающим

 

(

замещавшим

государственные

 

или

 

муниципальные

 

должности

должности

 

государственной

 

или

 

муниципальной

 

службы

3. 

Федеральный

 

орган

 

исполнительной

 

власти

 

в

 

области

 

юстиции

 

проводит

 

антикоррупционную

 

экспертизу


background image

1) 

проектов

 

федеральных

 

законов

проектов

 

указов

 

Президента

 

Российской

 

Федерации

 

и

 

проектов

 

постановлений

 

Правительства

 

Российской

 

Федерации

разрабатываемых

 

федеральными

 

органами

 

исполнительной

 

власти

иными

 

государственными

 

органами

 

и

 

организациями

, - 

при

 

проведении

 

их

 

правовой

 

экспертизы

2) 

проектов

 

концепций

 

и

 

технических

 

заданий

 

на

 

разработку

 

проектов

 

федеральных

 

законов

проектов

 

официальных

 

отзывов

 

и

 

заключений

 

на

 

проекты

 

федеральных

 

законов

 - 

при

 

проведении

 

их

 

правовой

 

экспертизы

3) 

нормативных

 

правовых

 

актов

 

федеральных

 

органов

 

исполнительной

 

власти

иных

 

государственных

 

органов

 

и

 

организаций

затрагивающих

 

права

свободы

 

и

 

обязанности

 

человека

 

и

 

гражданина

устанавливающих

 

правовой

 

статус

 

организаций

 

или

 

имеющих

 

межведомственный

 

характер

а

 

также

 

уставов

 

муниципальных

 

образований

 

и

 

муниципальных

 

правовых

 

актов

 

о

 

внесении

 

изменений

 

в

 

уставы

 

муниципальных

 

образований

 - 

при

 

их

 

государственной

 

регистрации

4) 

нормативных

 

правовых

 

актов

 

субъектов

 

Российской

 

Федерации

 - 

при

 

мониторинге

 

их

 

применения

4. 

Органы

организации

их

 

должностные

 

лица

 

проводят

 

антикоррупционную

 

экспертизу

 

принятых

 

ими

 

нормативных

 

правовых

 

актов

 

(

проектов

 

нормативных

 

правовых

 

актов

при

 

проведении

 

их

 

правовой

 

экспертизы

 

и

 

мониторинге

 

их

 

применения

5. 

Органы

организации

их

 

должностные

 

лица

 

в

 

случае

 

обнаружения

 

в

 

нормативных

 

правовых

 

актах

  (

проектах

 

нормативных

 

правовых

 

актов

коррупциогенных

 

факторов

принятие

 

мер

 

по

 

устранению

 

которых

 

не

 

относится

 

к

 

их

 

компетенции

информируют

 

об

 

этом

 

органы

 

прокуратуры

 

Статья

 4 

 
1. 

Выявленные

 

в

 

нормативных

 

правовых

 

актах

  (

проектах

 

нормативных

 

правовых

 

актов

коррупциогенные

 

факторы

 

отражаются

1) 

в

 

требовании

 

прокурора

 

об

 

изменении

 

нормативного

 

правового

 

акта

 

или

 

в

 

обращении

 

прокурора

 

в

 

суд

 

в

 

порядке

предусмотренном

 

процессуальным

 

законодательством

 

Российской

 

Федерации

2) 

в

 

заключении

составляемом

 

при

 

проведении

 

антикоррупционной

 

экспертизы

 

в

 

случаях

предусмотренных

 

частями

 3 

и

 4 

статьи

 3 

настоящего

 

Федерального

 

закона

 (

далее

 - 

заключение

). 

2. 

В

 

требовании

 

прокурора

 

об

 

изменении

 

нормативного

 

правового

 

акта

 

и

 

в

 

заключении

 

должны

 

быть

 

указаны

 

выявленные

 

в

 

нормативном

 

правовом

 

акте

 

(

проекте

 

нормативного

 

правового

 

акта

коррупциогенные

 

факторы

 

и

 

предложены

 

способы

 

их

 

устранения

3. 

Требование

 

прокурора

 

об

 

изменении

 

нормативного

 

правового

 

акта

 

подлежит

 

обязательному

 

рассмотрению

 

соответствующими

 

органом

организацией

 

или

 

должностным

 

лицом

 

не

 

позднее

 

чем

 

в

 

десятидневный

 

срок

 

со

 

дня

 

поступления

 

требования

 

и

 

учитывается

 

в

 

установленном

 

порядке

 

органом

организацией

 

или

 

должностным

 

лицом

которые

 

издали

 

этот

 

акт

в

 


background image

соответствии

 

с

 

их

 

компетенцией

Требование

 

прокурора

 

об

 

изменении

 

нормативного

 

правового

 

акта

направленное

 

в

 

законодательный

 

(

представительный

орган

 

государственной

 

власти

 

субъекта

 

Российской

 

Федерации

 

или

 

в

 

представительный

 

орган

 

местного

 

самоуправления

подлежит

 

обязательному

 

рассмотрению

 

на

 

ближайшем

 

заседании

 

соответствующего

 

органа

 

и

 

учитывается

 

в

 

установленном

 

порядке

 

органом

который

 

издал

 

этот

 

акт

в

 

соответствии

 

с

 

его

 

компетенцией

4. 

Требование

 

прокурора

 

об

 

изменении

 

нормативного

 

правового

 

акта

 

может

 

быть

 

обжаловано

 

в

 

установленном

 

порядке

5. 

Заключение

 

носит

 

рекомендательный

 

характер

 

и

 

подлежит

 

обязательному

 

рассмотрению

 

соответствующими

 

органом

организацией

 

или

 

должностным

 

лицом

6. 

Разногласия

возникающие

 

при

 

оценке

 

указанных

 

в

 

заключении

 

коррупциогенных

 

факторов

разрешаются

 

в

 

установленном

 

порядке

 

Статья

 5 

 
1. 

Институты

 

гражданского

 

общества

 

и

 

граждане

 

могут

 

в

 

порядке

предусмотренном

 

нормативными

 

правовыми

 

актами

 

Российской

 

Федерации

за

 

счет

 

собственных

 

средств

 

проводить

 

независимую

 

антикоррупционную

 

экспертизу

 

нормативных

 

правовых

 

актов

  (

проектов

 

нормативных

 

правовых

 

актов

). 

2. 

В

 

заключении

 

по

 

результатам

 

независимой

 

антикоррупционной

 

экспертизы

 

должны

 

быть

 

указаны

 

выявленные

 

в

 

нормативном

 

правовом

 

акте

 

(

проекте

 

нормативного

 

правового

 

акта

коррупциогенные

 

факторы

 

и

 

предложены

 

способы

 

их

 

устранения

3. 

Заключение

 

по

 

результатам

 

независимой

 

антикоррупционной

 

экспертизы

 

носит

 

рекомендательный

 

характер

 

и

 

подлежит

 

обязательному

 

рассмотрению

 

органом

организацией

 

или

 

должностным

 

лицом

которым

 

оно

 

направлено

в

 

тридцатидневный

 

срок

 

со

 

дня

 

его

 

получения

По

 

результатам

 

рассмотрения

 

гражданину

 

или

 

организации

проводившим

 

независимую

 

экспертизу

направляется

 

мотивированный

 

ответ

за

 

исключением

 

случаев

когда

 

в

 

заключении

 

отсутствует

 

предложение

 

о

 

способе

 

устранения

 

выявленных

 

коррупциогенных

 

факторов

 

Президент

 

Российской

 

Федерации

 

Д

.

МЕДВЕДЕВ

 

Москва

Кремль

 

17 

июля

 2009 

года

 

N 172-

ФЗ