Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа "город Ирбит" Свердловской области "Детский сад № 22"

 

Занятие № 2 от 11.11.2021 г.

Управление образованием Городского округа «город Ирбит» Свердловской области

 

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

 «ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»

Мастер – класс «Использование нетрадиционных форм развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» (MAGIC BOX (волшебная коробочка), арт - бук)

Педагоги: Фучкина Евгения Игоревна, Назарова Екатерина Владимировна, Азева Елизавета Дмитриевна, Чернышева Ольга Ивановна, Садовникова Ольга Геннадьевна.

11 ноября 2021 года

Добрый день уважаемые коллеги, мы рады встречи с  Вами на заседании городского методического объединения «Школа молодого педагога».

Сегодня воспитатели нашего детского сада поделятся и опытом работы использования нетрадиционных форм развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» (MAGIC BOX (волшебная коробочка), арт - бук).

Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности всего общества в целом, и в дошкольном образовании в частности.

Заложить основы целостной гармонично развитой личности – главная задача любого учреждения работающего с детьми. Но в силу нестабильности в социальной среде, одной из важных проблем в педагогике относится - социально-коммуникативное развитие детей. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами); произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома; отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

В законе РФ «Об образовании», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.

Проблему формирования коммуникативных навыков исследовали многие ученые такие как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, М. А. Виноградова.

Однако, как показывает опыт работы педагогов у нас в стране проблема формирования коммуникативных навыков требует пристального внимания. Многие педагоги испытывают трудности, потому что в режиме дня не хватает времени, переполненные группы.

Поэтому возникает противоречие между необходимостью формирования коммуникативных навыков у дошкольников и недостаточным использованием для этого возможностей применения Арт-бука и меджик - бокса. Данное противоречие актуализирует проблему исследования: как данные пособия влияют на формирование коммуникативных навыков детей.

Цель нашей встречи: Обосновать на практике возможности использования  Арт-бука и меджик - бокса в формировании коммуникации.

Развитие коммуникативных умений приобретает большее значение в старшем дошкольном возрасте, так как у детей стремительными темпами развивается речь, общение со взрослыми и сверстниками становятся неотъемлемой частью жизни ребенка, деятельность становится совместной, в отличии от предыдущих возрастных категорий, когда действия происходят «рядом».

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, а поэтому начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новые, интересные незаменимые методические пособия – Арт-буки и меджик - боксы. Их  можно использовать как в детском саду, так и дома. Они интересены и полезены тем, что его делают совместно взрослый и дети.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность, в общительного, доброго, эмоционального человека во многом зависит от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, от создания необходимых для этого условий. В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска наших педагогов стало интересное, совершенно новое незаменимое методические пособия-арт – бук, меджик - бокс.

     Арт-бук— явление не новое, скорее, хорошо забытое старое. Помните, в детстве многие девчонки вели тетрадки-анкеты с «секретами», стихами, красивыми вырезками из открыток и журналов? Это был своеобразный арт-бук. Мы бы определили понятие арт-бук так: это коллаж или несколько коллажей, созданных на определенную тему и собранных в одной тетради.

В арт-буках не используются специальные материалы, только собственная фантазия и поток мысли, выраженные при помощи всего, что попалось под руку. Средствами выражения здесь могут быть краски, лаки, карандаши, фломастеры, вырезки из журналов, ткани, природный материал, пуговицы, нитки и все-все-все, что только можно найти.

Мы рассматриваем арт-буки как своего рода выброс энергии, выражение эмоций, поток сознания и отключение мышления. Главное в создании арт-бука— это начать творить и найти смелость уйти от стереотипов, навязанных нам в процессе обучения в детском саду, в школе.

Тему для арт-бука можно выбрать любую, все зависит от ваших личных предпочтений и увлечений, тематике недели в детском саду или желанию детей.

И это абсолютная свобода творчества. Главное правило – никаких

правил. Задача: выразить и запечатлеть свои впечатления, чувства, эмоции.

Ведение арт-бука позволяет удержать в памяти важные события в жизни.

В нашем детском саду педагоги всех возрастных групп ведут свои арт-буки, более подробно сейчас мы о них и расскажем.

 

Для реализации методической темы «Использование педагогических технологий в процессе реализации ФГОС ДОУ». Педагоги муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Городского округа «Город Ирбит» «Детский сад №23» познакомились с технологией артбука. На итоговом педагогическом совете в мае, было принято решение, о использовании в работе техники арт-бук. Для освещений событий «Лето 2021 года». В течение летней оздоровительной компании педагоги вместе с ребятами делали заготовки для будущего арт-бука. И вот, что у нас получилось…

Группа раннего возраста «Пионеры», активно включились в проект. Педагоги группы привлекали детей к активному участию в различных мероприятиях, и у ребят период адаптации прошел легче и увлекательней. В своем альбоме они отобразили самые яркие события лета. В альбоме размещены тематические дни и самостоятельная деятельность детей. После каждого события сделаны фотографии ребят и продукт своими руками по данному мероприятию. Много рисовали с использованием нетрадиционных техник: рисование пальчиками, ладошкой, губками, ватными палочками. Результатом стали коллективные работы: солнышко, цветочная поляна, радуга, следы животных.  Был реализован проект совместно с родителями: «Любимое место родного города». Итогом проекта явилось фотовыставка по данной теме. Дети участвовали в опытно-экспериментальной деятельности с водой и познакомились с ее свойствами. Это можно увидеть в данном альбоме. Педагоги в ежедневном режиме учили воспитанников культурно-гигиеничиским навыкам. И использовали  игры -ситуации «Моем руки», «Вымой руки кукле», «Готовим обед для кукол». Все это отражено в артбуке: в виде фотографий, рисунков, которые подписаны и датированы.

Арт-бук сделала младшая группа «Теремок», арт-бук включает в себя событийность по дням и неделям, где они отразили интересные события, которые проходили. Одним из запоминающихся событий стала, неделя олимпийских игр, ребята первый раз принимали участие в данных играх и справились со всеми заданиями: бег 30 метров, метание набивного мяча, прыжки в длину. Результаты есть на фотографиях. В тематический день художника ребята рисовали пальцем, ладошкой, свечкой, украшали матрешку пластилином, что способствует развитию речи детей. Ведь, как всем известно «Речь ребенка - находится на кончиках пальцев». В один из летних дней дети на участке нашли перо, наблюдали за птицами и сделали вывод, что это перо голубя, им захотели его вклеить в артбук. Так простой летний день перешел в тематический. Так же летом к ним прилетела божья коровка, детям стало интересно, что это за насекомое, и они попросили педагога рассказать о ней, в завершении дети рисовали и раскрашивали божью коровку, которая им так понравилась. Лето прошло в группе «Теремок» насыщенным, свои воспоминания дети смогут увидеть через несколько лет.

         В старшей группе «Верные друзья», в артбуке прописаны не только действия детей, но и их высказывания и впечатления, записанные со слов ребят. Просматривая альбом, дети могут составлять рассказы и предложения, о своих воспоминаниях. День дружбы и улыбок в Верных Друзьях прошел весело и дружелюбно, девочки готовили угощения для всех. В конце дня прошло веселое чаепитие. В течение дня играла музыка и песни. Мероприятие поместилось на страницах арт-бука. 

Участие в летних олимпийских играх, ребята показали неплохие результаты, которые отображены в арт-буке. Можно увидеть, как дети бегали, метали мяч, прыгали, ездили на самокатах. В тематический день Безопасности, состоялась встреча и знакомство с полицией и кинологами, которые показывали, что умеют и как работают собаки. Дети надевали бронежилет, держали наручники, оружие. Все остались под большим впечатлением после их приезда. Возле участка есть небольшой цветник, за которым ухаживают девочки. И было принято решение сделать гербарий из цветов (бархатцы, кислица, астра) и лекарственных трав. Все нашло отображение на страничках арт-бука. В арт-буке представлено много детских работ, которые выполнены в разных техниках (рисование, аппликация, оригами, пластилинография, ниткография). Дети и педагоги любят просматривать арт-бук и вспоминать теплое лето.

Необычный арт-бук в виде ширмы, представила подготовительная группа «Радуга», представлен в виде ширмы, разделенный на три месяца: июнь, июль, август. Основой арт-бука является продуктивная и исследовательская деятельность детей. Дети на протяжении лета много рисовали, лепили, собирали природный материал: листья, семена цветов, цветы которые можно рассматривать и трогать. Все яркие и запоминающиеся события находятся в конвертах по месяцам. Фотографии ребята рассматривают и вспоминают, что происходило интересного в этот день, составляют описательные рассказы.

У подготовительной группы «Фантазеры», арт-бук состоит из трех альбомов: июнь, июль, август. Все проведенные мероприятия и события  дети самостоятельно рассматривают и читают по слогам, составляют рассказы.  В  июне месяце проходили летние олимпийские игры, результатами игр стали многочисленные медали. Для воспоминаний о играх в арт-бук вклеен протокол соревнований, дети могут посмотреть результат и сравнить его с последующим своим достижением.

Большое значение для коммуникативного развития ребенка имеет опытно- экспериментальная деятельность, поэтому часто используем опыты и это лето не исключение: вода, песок, бумага, резина, металл. Где дети проверяли их на прочность и узнавали свойства материалов, что отображено в арт-буке. Дети проводили опыты с водой и резиной, проверяли на прочность, закрепили ее свойства. Так же дети создали коллекцию предметов из резины, найденную детьми в своей группе.

В арт-буке июль отображен самый семейный праздник «День семьи, любви и верности», представлен  совместный отдых всей семьей. В этом же месяце дети отряда ЮИД ездили поздравлять с профессиональным праздником сотрудников ГИБДД с юбилеем. Дети побывали в здании полиции, перед праздником дети разучивали стихи, песни, делали аппликации светофор и дорожные знаки. На территории детского сада есть оздоровительный комплекс «Босоножка», дети ходили по песку, камушкам, пробкам, шишкам, и т.д. что способствует укреплению физического и психического здоровья, так как на стопе ног много различных точек. Ребята много исследовали и наблюдали за насекомыми. Это можно увидеть в артбуке июль. Создана коллекция лекарственных растений, собранная совместно с детьми и к каждому растению прописаны лечебные свойства и ее применение. Такие коллекции можно потрогать руками и ощутить аромат. В августе выложено много продуктивной деятельности детей. Это отражено в фотографиях, рисунках, поделках, сделанные детьми. А в завершении последнего альбома сделана фотография в конце лета. Дети  могут сравнивать, смотреть, как они за лето подросли.

Свои арт-буки используем в разных видах деятельности: коммуникативной,  познавательно-исследовательской, игровой. Дети, опираясь на свой опыт вспоминают и рассказывают пережитые впечатления. Родители активно принимают участие в создании арт-буков. Данная технология является эффективной и охватывает все образовательные области.

Ещё одно пособие, для развития коммуникативных навыков детей – это меджик – боксы.

Мэджик - бокс, или как его еще называют волшебная коробочка, - это самодельная коробка или можно сказать подобие кейса, с различным набором материалов на определенную тему. Все материалы из Мэджик – бокса расположены в различных окошках, домиках и кармашках, в них находятся различные детали, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Мэджик - бокс помогает изучить и закрепить пройденный материал.

Данную методику можно применять в любой образовательной области.

Мэджик-бокс – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Боксы классифицируются по разным признакам и параметрам.

· Печатный бокс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

· Мультимедиа-бокс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения).

· Видео-бокс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра).

Отметим главное, что должен содержать в себе бокс:

· Сюжетная часть (совокупность действий, событий);

· Информационная часть (вспомогательная информация, необходимая для анализа ситуации: научные, методические, статистические, нормативные материалы для решения бокса);

· Методическая часть (вопросы, задания по анализу бокса).

 

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап - это этап подготовки бокса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.

Второй этап - работа с боксом — это его решение. Решение боксов рекомендуется проводить в следующем порядке:

1. знакомство с ситуацией, её особенностями

2. выделение основной проблемы (проблем, выделение признаков, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

3. Формулирование проблемы.

4. Выдвижение предположительных ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения).

5. Решение бокса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

6. Презентация решения.

7. Рефлексия хода решения бокса.

Результативность использования мэджик – боксов заключается в том, что они помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Данный вид деятельности обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность воспитанников, в результате которой ребёнок может сам собирать и организовывать информацию, выбирать задания, которые ему под силу.

Главная ценность бокса заключается в том, что он позволяет ребенку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов, отвечая всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригодность к использованию одновременно группой детей (в том числе с участие взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Игровой технологи «мэджик – бокс» в комплексной работе с другими видами образовательной деятельности является успешным шагом на пути реализации ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

На наш взгляд, мэджик - бокс – это эффективная технология дошкольного образования. Это отличный способ закрепления и повторения материалов проектов или тематической недели.

Использование меджик – боксов в работе нашего детского сада, мы так же сейчас подробно осветим.

Для реализации методической темы «Использование педагогической технологии в процессе реализации ФГОС ДОУ» педагоги МАДОУ «Детский сад 23» познакомились с технологией «Magicbox».

     Для реализации годовых задачи «Использование коммуникативной технологии для речевого развития и социализации детей дошкольного возраста с использованием технологии «Magicbox»».

     Педагоги, основываясь на интересы воспитанников определились с темами «Magicbox».

     В группе раннего возраста 2-3 года «Пионеры» разработан «Magicbox» «Сенсорика». В волшебной коробочке для детей 2 – 3 лет начинается увлекательное путешествие по сказкам с помощью фланелеграфа, мягкие персонажи выкладываются на поверхность и начинается настоящее представление. Основные цвета дети запоминают с помощью шнурочка и мягких пирамидок, дидактическая игра «Времена года» познакомит с характерными особенностями каждого времени года. Игры с прищепками помогут малышу поиграть и развивать свои пальчики.

     Сенсорная коробка развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, терпение и координацию движений. Расширяет словарный запас.

     В младшей группе «Теремок» (3 – 4 года) «Magicbox» посвящен здоровому образу жизни дети, увлекательной и занимательной форме узнают правила здоровья, каждый кармашек, который откроет ребенок поможет ему собрать картинку, познакомить с новым стихотворением, а пальчиковая игра «Помоги щенку добраться до мамы» организовать это путешествие. Сколько интересных физминуток найдет здесь малыш, раскраски, представленные в этой волшебной коробочке, надолго займут малыша. Дидактические игры «Подбери одежду» и «Наше тело» заинтересуют как девочек, так и мальчиков.  При использовании«Magicbox»  ребенок активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками.

     Старшая группа «Верные друзья» (5 – 6 лет) очень любят смотреть, слушать и показывать сказки. Поэтому темой их  «Magicbox»  стал «Театр». Волшебная коробочка «Магия театра» начинается с игры «Настроение», забавные лица помогут детям поднять настроение и с удовольствием продолжить знакомство с волшебным коробом. В нём можно поиграть с магнитной доской, рассказать товарищу русские народные сказки, а пальчиковый театр поможет увидеть сказочные персонажи. Кармашки с чистоговорками, скороговорками и загадками научат детей правильно проговаривать слова. Ребусы расширят кругозор, разовьют зрительную память. На доске дети могут нарисовать свою любимую сказку.

 Magicbox является средством художественно – эстетического развития, приобщает его к миру искусства, развивает речевое общение.

     В нашем детском саду две подготовительные группы. У детей этих групп свои интересы. После просмотра сказки «Русалочка» у детей подготовительной группы «Фантазеры» появился интерес к морям и океанам. Поэтому возникла идея волшебной коробочки «Вода вокруг нас».

«Magicbox» познакомит детей с водоемами: реки, моря и океаны. Оригинальный театр на палочках с животными моря и игра «Ходилки – бродилки» не оставят равнодушными никого. Игра «Обитатели рек и морей» даст возможность поиграть с фигурками обитателей. Чистоговорки помогут развивать артикуляционный аппарат. Большое количество заданий ждут ребят, им предстоит произнести окончание, придумать рассказ, игра «Круговорот воды» даст представления о природном явлении, а загадки о морских обитателях расширят кругозор.

     «Magicbox» позволяет  у детей старших дошкольников развивать и пополнять словарный запас, совершенствуется познавательная и исследовательская деятельность.

     В подготовительной группе «Радуга» многие дети проявляют интерес к чтению, поэтому выбрана тема «Готовимся к школе».

     Самодельный короб с набором материалов, направленных на развитие звуковой культуры речи. В кармашках можно найти раскраски, которые будут заменяться по мере использования. Доска для готовых работ, дает возможность детям сделать выставку рисунков, рассмотреть работы своих товарищей, обсудить понравившиеся работы. Крутилки - вертелки на палочках, прищепки помогут запомнить слоги, а в последствии составлять из них слова. Дыхательную гимнастику можно провести, используя листочки на лентах. Данный «Magicbox» поможет ребенку научиться читать играя.

      Дети самостоятельно проявляют инициативу с целью получения новых знаний. Используя в своей деятельности «Magicbox», дети совершенствуют коммуникативные навыки, развивается познавательная и исследовательская деятельность.

     Педагоги групп отметили, что использование в своей работе технологии «Magicbox» положительно влияют на развитие коммуникативных навыков детей раннего и дошкольного возраста.

 

     Таким  образом можно отметить, что использование в совместной работе арт-буков и меджик – боксов:

1. Помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто берет пособие и с радостью повторяет пройденное.

3. Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.

4.Данные пособия хорошо подходят для занятий в группах. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать).

 

Мы отметили результаты арт-бука и меджик-бокса - это:

-быстрое запоминание стихов, пальчиковой гимнастики;

- активизация речи детей всех возрастных групп;

-проявление повышенного интереса к содержанию;

-проявление самостоятельности;

-проявление интереса со стороны родителей.

 

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над пособиями, их плюсы неоспоримы. В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать- поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Таким образом объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, арт-бук и меджик-бокс дают возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования. Использование пособий обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка.

Работа с арт-буком и меджик-боксом дает возможность педагогам эффективно выстраивать партнерские взаимодействия с детьми, родителями для решения образовательных задач ориентируясь на требования стандарта дошкольного образования.

Данные пособия действительно влияют на формирование коммуникативных навыков у дошкольников. В дальнейшем мы планируем продолжать работу в этом направлении.

   

Предлагаем и Вам в преддверии Нового года попробовать в своей группе реализовать одну их данных технологий, и не важно какой возраст у детей, главное это желание педагога внести, что то новое в жизнь группы.

 

Вдохновляйтесь и творите! Будьте здоровы!


Страница создана: 21 ноября 2021 в 23:25. Последнее редактрование: 21 ноября 2021 в 23:42
На сайте ягодка.детсадирбит.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы
Обратная связь