Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа "город Ирбит" Свердловской области "Детский сад № 22"

 

Главная / Родителям / Памятки для родителей / Психологическая страничка / Телевизор, компьютер и планшет для ребенка — где граница разумного?

Телевизор, компьютер и планшет для ребенка — где граница разумного?

23 января 2016

Психологическая страничка

Сегодня уже никого не удивишь наличием у ребенка планшета  или сотового телефона , а дома — компьютером и телевизором с выходом в интернет. Они прочно вошли в обиход среднестатистической семьи.
Часто электронные гаджеты становятся в буквальном смысле «второй няней» для малыша с раннего возраста.

Чтобы занять кроху — родители дают «на растерзание» какой-нибудь старенький айфончик. Мол, пусть играет и тешится, и ему польза, пусть развивается! И маме — передышка минимум на полчасика.

У родителей деток с трех лет и постарше планшет или телевизор становятся постоянной палочкой-выручалочкой. Пока мама занята домашними делами или отдыхает — ребенок с удовольствием смотрит мультики, загружает себе бесконечные игры в зависимости от своих предпочтений.

У мальчиков — это могут быть бесконечные гонки, стрелялки, загадочные лабиринты, различные игры на смекалку, строительство зданий, сборка машин и т.д..

У девочек — подбор  разнообразных украшений, причесок, одежды для принцев и принцесс, игра в стоматолога, хирурга и т.д.

Любимыми для многих детей является «Говорящий Том» и «Говорящая Кошка Анжела», игра в ферму, выращивание разнообразных питомцев. Дети вступают в интерактивное взаимодействие с электронными питомцами: разговаривают с ними, поют им песенки, с восторгом слушают их ответное бормотанье, гладят,  кормят, укладывают спать, устраивают гигиенические процедуры.

Сила притягательности электронных игрушек — в кажущейся развивающей среде, в которой от ребенка необходимо, чтобы тот приложил минимум усилий (как физических, так и интеллектуальных), остальное за него сделает умная компьютерная программа с красочной графикой и спецэффектами.

Насколько это хорошо? Скорее всего, вопрос поставлен не совсем точно. Правильнее спросить: насколько это полезно для развития?

Если вспомнить, что такое игрушка для ребенка в самом чистом виде — на нее можно дать такой простой ответ: это предмет, с помощью которого ребенок учится познавать мир во всем его многообразии, благодаря своим органам чувств.

 

Как возникает развитие игры?

Из психологии известно, что игра у детей проходит несколько стадий.

Все начинается с манипулятивной деятельности. Кроха знакомится с объектным миром. Он вертит игрушку, воспринимая ее всеми органами чувств: ее можно понюхать, потрясти, кинуть, попробовать на вкус, ощутить руками ее текстуру, уловить ее величину, форму, цвет, тяжесть, услышать ее звучание и таким образом малыш постигает на своем опыте все ее физические параметры.

Так развивается сенсорное и моторное восприятие, память, мышление, двигательная, эмоциональная сфера и другие важнейшие психические процессы.

Не зря игрушки для деток раннего возраста и в старшем дошкольном — сильно различаются.

 

А теперь вопрос.

Может ли электронная игрушка предложить малышу полноценное сенсорное и моторное развитие?

Можно ли такую игру прощупать, осязать, почувствовать ее вес, форму в трехмерном изображении? Физически смоделировать ситуацию? Проиграть сюжет, не навязанный компьютерной программой? Перенести из своего детства пережитую ранее ситуацию в игру? Воплотить свой замысел? Увы,  нет. И ребенок остается сильно ограниченным в своем познании.

Сенсорная депривация (недостаток или лишение стимуляции органов чувств) часто влечет за собой задержку развития когнитивных (познавательных) функций и эмоционально-волевой сферы у дошкольников.

У кого-то плохо развита моторика, как мелкая, так и крупная, кто-то не в состоянии правильно назвать цвета предметов, кто-то не догадывается собрать пирамидку, ориентируясь на величину колец, а кто-то не может выстроить простейшую последовательность элементов, например, геометрических фигур. И такие примеры в практике психолога, к сожалению, встречаются часто.

Становясь старше, дети испытывают недостаток в замысле и воплощении, они не умеют проигрывать разнообразные социальные роли, так как многие электронные игры дают лишь готовый сюжет.

Простой пример: можно по готовым трафаретам нарисовать животных, но на их основе никак невозможно научиться, на рисунке передать динамику: эмоциональный бег антилопы, отчаянно спасающейся от хищного гепарда…

 

Так где же тут разница?

Значит ли это, что планшет — это зло? Тоже нет.

Все зависит от того, какие цели и задачи стоят перед родителями, и какая уже имеется база развития у ребенка. Если ваш кроха полноценно взаимодействует с реальными игрушками, ему интересно с ними и у него прослеживаются все этапы психологического развития игры — вам можно не беспокоиться. Такому ребенку планшет не будет помехой его общему развитию, с учетом строго дозированного времени на компьютерную игрушку.

Но если электронный гаджет является основным в жизни ребенка — это значит, родители где-то ошиблись с границами и пора бить тревогу, спасать «планшетного наркомана» от «компьютерной иглы».

 

 

Источник: www.stranamam.ru


На сайте ягодка.детсадирбит.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы
Обратная связь