К содержанию

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципального образования город Ирбит "Детский сад № 22"

 

 

Главная / Дошкольные вести / Буллинг. Профилактика травли: как воспитывать ребенка, чтобы не вырос агрессор?

Буллинг. Профилактика травли: как воспитывать ребенка, чтобы не вырос агрессор?

5 августа

Дошкольные вести

Проблема буллинга с каждым годом становится все более острой и значительной: в школах проводится профилактика травли, ведется работа по выявлению и пресечению любых форм буллинга и его предпосылок.
Однако наиболее эффективный способ предотвращения травли – установление такого способа взаимодействия родителей с детьми, при котором дети знакомятся с неагрессивными способами удовлетворения своих потребностей и решения возникающих трудностей. Иными словами, чтобы Ваш ребенок не стал агрессором, необходимо как можно раньше установить между вами доверительный контакт и воспитывать ребенка в атмосфере неагрессивного общения.

Что такое буллинг

Буллинг – это многократное, умышленное причинение вреда одним человеком (или группой людей) другому, которое проявляется в физическом или психологическом насилии.

Физическое насилие – это не обязательно серьезные травмы, это могут быть подзатыльники, пинки, толчки, удары. Под психологическим насилием понимается словесное унижение, устрашение жертвы агрессором или группой агрессоров (угрозы, оскорбления, сплетни), а также игнорирование, исключение жертвы из привычного для всей группы общения.
Важно помнить: буллинг и конфликт – совершенно разные вещи! В отличие от буллинга, конфликт не является постоянным или продолжительным, его цель – отстаивание интересов каждой из сторон. Буллинг, в свою очередь, появляется в результате желания агрессора унизить жертву, силы при этом всегда не равнозначны, агрессор имеет преимущество во власти.

Участниками буллинга являются:

·        жертва – тот, кто подвергается травле;

·        агрессор – тот кто нападает, травит жертву;

·        свидетели.

Чем отличается ребенок-агрессор от агрессивного ребенка
Обычно агрессивный ребенок:

1. проявляет агрессию в ответ на стресс, не знает, как иначе с ним справиться;

2. пытается решить проблемы, с которыми сталкивается с помощью агрессии;

3. берет пример с родителей, агрессивно конфликтующих друг с другом или с другими.

В свою очередь ребенок-агрессор:

1.    считает себя выше других, полагает, что имеет право на насилие, постоянно атакует;

2.    прячет свою истинную сущность за искажениями, ложью о себе и других, манипулируя и оскорбляя их;

3.    переносит на жертву агрессию, которая проявляется к самому ребенку.

Как правило, все агрессоры:

·        Считают себя совершенством;

·        Акцентируют внимание на ошибках, “неполноценности” других;

·        Всегда и всех осуждают;

·        Испытывают потребность во власти и контроле;

·        Ищут активности, не переносит тишину и покой;

·        Презирают слабость, не терпим к проявлению чувств других;

·        Проявляют лицемерие и двуличие: невозможно понять истинное отношение агрессоров к жертвам;

·        Требуют к себе повышенного внимания, играют роль мученика;

·        Проявляют эмоциональную незрелость;

·        Искажают факты, говорят неправду, даже если ее можно легко опровергнуть.
Однако не спешите записывать своего ребенка в агрессоры. Если Вы заметили у Вашего ребенка проявления агрессора, обсудите с ним те пункты, которые Вас насторожили: выясните, что влияет на ребенка, какие он знает способы удовлетворения своих потребностей без использования насилия.

Как предупредить воспитание ребенка-агрессора:

1.Избегайте проявления насилия дома.

По статистике, в семье, где применяется физическое или психологическое насилие, вырастают либо дети-жертвы, либо дети-агрессоры. Насилием может быть чрезмерная, резкая критика или пренебрежение теми или иными потребностями ребенка.
В таких ситуациях ребенок чувствует себя ненужным и либо примиряется с ролью жертвы, до чьих чувств и желаний никому нет дела, либо становится агрессором, вымещая подобное отношение на других людей, пренебрегая их чувствами и желаниями.

2. Обучите ребенка тому, как он может конструктивно привлечь внимание. Например, можно придумать особый семейный ритуал, который ребенок сможет применять, когда ему необходимо Ваше внимание (класть свою руку на Вашу ладонь, напевать определенную песню и т.д.)
3. Воспитывайте важные жизненные ценности: милосердие, сострадание, доброжелательность.

Лучшая профилактика буллинга – воспитание ребенка толерантным, добропорядочным и отзывчивым. Даже если такой ребенок станет свидетелем травли, он скорее проявит сочувствие к жертве, чем одобрит поведение агрессора.

Если Вы поняли, что Ваш ребенок – агрессор

1. Расскажите о своем негативном отношении к буллингу.
Очень важно, чтобы родители не поощряли насилие со стороны детей («Молодец, показал, кто тут главный!»), а, наоборот, говорили о том, что насилие – не метод.

2. Расскажите о том, какие чувства испытывает жертва, предложите поставить себя на место жертвы.
Одна из основных характеристик ребенка-агрессора – отсутствие эмпатии. Поэтому важно воспитать у ребенка способность к сопереживанию.

3. Предложите ребенку конструктивные способы удовлетворения его потребностей. Например, если ребенок травит жертву, потому что хочет завоевать лидерство, расскажите, каким бывает лидерство и какие есть способы стать лидером. Можете использовать статью «Решение разногласий в школе – борьба за лидерство».

4. Объясните ребенку, что травлю нельзя оправдать никакими обстоятельствами.
Расскажите, что у ребенка всегда есть выбор, как поступить в той или иной ситуации, и агрессивное поведение – тоже выбор.

5. Обратитесь к педагогу и школьному психологу.
Проблему буллинга всегда нужно решать совместными усилиями, к тому же специалисты могут дать Вам конкретные рекомендации, которые помогут выстроить взаимодействие именно с Вашим ребенком.

Как определить, есть ли в коллективе Вашего ребенка буллинг?

Чтобы определить, есть ли в коллективе вашего ребенка такое явление, как буллинг, предложите ребенку сочинить сказку (для ребенка до 12 лет) или написать сочинение, где он и все его одноклассники представлены в роли животных. Обратите внимание на тех животных, которые считаются опасными хищниками (лев, волк, пантера и пр.) и на тех, кто считается жертвой хищников (заяц, лань, зебра и пр.).
Обсудите с ребенком, почему именно эти роли достались тому или иному однокласснику, чем он похож на присвоенное ему животное, обратите внимание на взаимодействие животных. Если описана мирная жизнь и гармоничное сосуществование хищников и жертв – скорее всего, в классе нет буллинга. Если же какое-то животное подвергается опасности в сказке/сочинении – есть вероятность угрозы этому ученику в реальной жизни.

Если Вы обнаружили буллинг

Обнаружив, что ребенок стал свидетелем, жертвой или агрессором в ситуации буллинга, обсудите с ним, что такое буллинг. Расскажите, что вы знаете о буллинге, почему это плохо и что делать, чтобы его прекратить.

Уважаемые родители!

Информируем вас о том, на базе ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» (далее – Центр «Ладо») создан и функционирует отдел развития психологической службы в образовании и службы медиации (тел.: +7 (343) 338-77-48 (49)). Специалистами Центра «Ладо» системно проводятся вебинары по психологическому консультированию родителей и специалистов образовательных организаций (анонс вебинаров и записи состоявшихся вебинаров доступны по ссылке:

http://centerlado.tilda.ws/webinars#rec185710925

Для поддержки детей и их родителей (законных представителей) организована горячая линия по номеру телефона: +7 (922) 100 58 82.

На сайте Министерства образования (minobraz.egov66.ru) в разделе «Психолого-педагогическое сопровождение», подразделе «Родителям» размещено руководство для подростков и их родителей (законных

представителей) по вопросам буллинга https://minobraz.egov66.ru/site/section?id=694


На сайте ягодка.детсадирбит.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы